Главная » Стратегический менеджмент
Название: Стратегический менеджмент
Год выпуска: 2005
Автор: Фатхутдинов Р.А.
Жанр: Менеджмент
Издательство: «Дело»
Формат: PDF
Качество: OCR
Количество страниц: 448
Размер: 11.39 Мбайт
Автор учебника «Стратегический менеджмент» убежден в том, что обучение студентов и формирование в России рыночных отношений по западной литературе в области конкретной экономики, маркетинга и менеджмента неминуемо приведут страну к еще более глубокому кризису. Эта литература может использоваться как дополнительная. За 12 лет большинство социально-экономических показателей России ухудшились примерно вдвое, в какой-то мере благодаря идеализации зарубежного опыта. Улучшение в последнее время некоторых макроэкономических показателей, на наш взгляд, условно, так как оно достигнуто в основном не за счет активизации инвестиционной и инновационной деятельности как главных факторов выхода из кризиса, а за счет уменьшения доли "второй" (скрытой, нелегальной) бухгалтерии путем регулирования налоговой политики, а также за счет изменения мировой конъюнктуры цен на энергоносители, уменьшения импорта сырья, материалов, конечной продукции. Предлагаемый читателю учебник «Стратегический менеджмент» имеет ряд особенностей: 1. главными факторами конкурентоспособности товара, по мнению автора, являются не два (качество товара и его цена), а пять: качество товара; его цена; качество сервиса товара на конкретном рынке; затраты в сфере потребления товара на его использование; качество управления. На стадии стратегического менеджмента приоритет должен отдаваться качеству управления и качеству товара; 2. показатели экономного использования ресурсов включены не в состав показателей качества товара (как в большинстве учебников по качеству), а в состав показателей ресурсоемкости по стадиям жизненного цикла товара; 3. основное внимание в учебнике уделено повышению качества управления, т. е. использованию научных подходов, законов и методов применения конкурентоспособных стратегических решений на ранних стадиях жизненного цикла объектов управления (на стадии стратегического маркетинга и планирования). Качественная стратегия — шанс (только шанс) повышения эффективности и конкурентоспособности фирмы. Этот шанс будет расти по мере соответствующего повышения качества инновационного и производственного менеджмента (при условии, что они тоже будут ориентированы на достижение конкурентоспособности); 4. учебник написан в конкретно-экономическом стиле: методика -> экономика + техника + управление —> конкурентоспособность (МЭТУК). Сделана попытка, во-первых, экономические, технические, экологические и управленческие вопросы рассматривать в единстве, во-вторых, любые процедуры формирования стратегии фирмы излагать в виде конкретной методики, базирующейся на научных подходах. Соблюдение этих условий позволит обеспечить конкурентоспособность стратегических решений (правда, на этой стадии — только в нормативах). Тот, кто при построении системы обеспечения конкурентоспособности (СОК) будет игнорировать МЭТУК, будет нить не сок, а воду (да простит меня читатель за каламбур!); 5. формирование конкурентных преимуществ осуществляется на основе не анализа «ромбов» М. Портера, а изучения, использования и развития наследственных, приобретенных и необходимых в будущем эксклюзивных ценностей объекта; 6. о условиях переходной экономики, неразвитых рыночных отношений стратегические параметры конкурентоспособности объектов эффективнее прогнозировать, а не определять на основе стратегической сегментации рынка (сформировавшегося, очень динамичного); 7. автором сделана попытка учесть мировой опыт формирования стратегий фирм. Предыдущие издания книги выходили с 1997 по 2004 г. общим тиражом 28 тыс. экз. В обсуждении материалов учебника «Стратегический менеджмент» и их доработке принимала участие кандидат экономических наук Людмила Анатольевна Сивкова, за что выражаю ей сердечную благодарность. Я искренне благодарен рецензентам — докторам экономических наук, профессорам Олегу Дмитриевичу Проценко, Геннадию Сергеевичу Празднову, Виктору Яковлевичу Белобрагину за позитивную критику и ценные замечания по доработке учебника. Содержание учебника Концепция стратегического менеджмента * Цели, принципы и направления реформирования фирмы (организации, предприятия) в условиях кризиса * Функции и принципы стратегического менеджмента как инструмента повышения конкурентоспособности и эффективности объектов * Структура системы стратегического менеджмента * Управление циклами развития товара Методические основы разработки конкурентоспособных стратегических управленческих решений * Требования к качеству и эффективности стратегических управленческих решений * Роль экономических законов и законов организации в повышении качества и эффективности стратегических решений * Применение научных подходов к разработке стратегических решений * Основы анализа стратегических решений * Основы прогнозирования стратегических решений * Основы экономического обоснования стратегических решений Анализ конкурентных преимуществ товара и фирмы * Конкуренция и конкурентоспособность как движущие силы развития общества * Теория конкурентного преимущества Майкла Портера * Формирование конкурентных преимуществ объектов на основе их эксклюзивной ценности * Типовые факторы конкурентного преимущества различных объектов * Методика интегральной оценки конкурентных преимуществ объектов * Вспомогательные методы анализа конкурентных преимуществ (SWOT, GAP, LOTS, PIMS, «Профиль», McKinsey) Методические основы оценки конкурентоспособности различных объектов * Анализ конкурентоспособности фирмы по Ж.Ж. Ламбену * Требования и исходные данные для оценки конкурентоспособности * Методика оценки конкурентоспособности персонала * Методика оценки конкурентоспособности товара на основе его эффективности и рыночных факторов * Методика оценки конкурентоспособности товара по системе 11111—55555 * Методика анализа и оценки конкурентоспособности фирмы * Оценка устойчивости функционирования фирмы как индикатор ее конкурентоспособности в будущем Формирование стратегии фирмы * Стратегический маркетинг как инструмент формирования стратегии фирмы * Подходы к формированию стратегии фирмы * Состав и содержание стратегии фирмы * Виды стратегий поведения фирм по А.А. Томпсону и А.Дж. Стриклснду * Стратегия международной деятельности фирмы * Технология разработки стратегии фирмы * Методическое, ресурсное, информационное и правовое обеспечение разработки стратегии фирмы * Сетевые методы организации разработки и выполнения стратегии фирмы Стратегии повышения качества * Система показателей качества товара * Система показателей качества сервиса потребителей товара на конкретном рынке * Прогнозирование стратегии повышения качества товара * Концепция всеобщего управления качеством (TQM) товара Стратегии ценообразования и ресурсосбережения * Стратегии ценообразования * Показатели ресурсоемкости товара * Показатели эффективности деятельности фирмы * Факторы ресурсосбережения * Выбор стратегии ресурсосбережения Стратегии организационно-технического и социального развития фирмы * Анализ и прогнозирование организационно-технического уровня производства * Основы формирования технической и социальной политики фирмы * Развитие организационной и производственной структур фирмы * Формирование портфелей новшеств и инноваций фирмы Стратегия совершенствования управления персоналом * Принципы управления персоналом * Анализ психологического портрета личности * Методы управления персоналом * Формирование требований к совершенствованию организации труда Организация выполнения стратегии фирмы * Принципы рациональной организации процессов * Учет и контроль выполнения стратегии * Мотивация достижения стратегических результатов * Ситуационное регулирование стратегии фирмы Понятийный аппарат по стратегическому менеджменту Литература
|